+7(812)309-98-79

Оценка доступности

ocenka-dostupnosti

Преимущества

  • Увеличение целевой аудитории.
  • Увеличение лояльности.

Кроме понятия «юзабилити» (usability), то есть удобство пользования, существует другой критерий оценки сайтов – аccessibility (доступность). Имеется в виду не закрытый или открытый доступ на сайт, а техническая доступность интерфейса.

Может ли сайт обладать полной всеобщей доступностью?

Всеобщей доступностью обладают ресурсы, с интерфейсом которых могут взаимодействовать все пользователи интернета, независимо от таких факторов как:

  • устройство, с которого они заходят в сеть (стационарный компьютер, ноутбук, нетбук, коммуникатор, мобильный телефон)
  • браузер, используемый для просмотра (Google Chrome, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera)
  • характеристики пользователя (возраст, усталость, степень обучаемости)
  • ограниченность физических возможностей пользователя (слабовидящие, слабослышащие, люди с нарушениями двигательных функций)

Большинство сайтов имеют технические или органические ограничения. Оценка аccessibility для того и существует, чтобы после нее можно было повысить доступность сайта для максимального количества пользователей.

Российские и мировые стандарты доступности

Существует три основных стандарта по обеспечению доступности интернет-ресурсов, на которые необходимо ориентироваться российским владельцам и разработчикам сайтов. Среди международных нормативов это Section 508 и WCAG. В России основным регламентом доступности является вступивший в силу в начале 2009 года ГОСТ 52872-2007, согласно которому является обязательным выполнение норм доступности для незрячих пользователей всеми русскоязычными сайтами.

Accessibility-тестирование позволяет проверить сайт на соответствие всем этим регламентирующим документам. 

Доступность анализируется теми же методами, что и юзабилити: при помощи экспертной оценки и тестирования с привлечением реальных пользователей. Экспертная оценка дешевле обходится как с финансовой точки зрения, так и по затратам времени. В ее ходе можно выявить самые грубые нарушения норм доступности.

Тестирование реальными пользователями – самый объективный метод. Он достаточно продолжительный по времени и более затратный.

Для чистоты эксперимента исследование должно включать тестирование ресурса пользователями с ограниченными физическими возможностями (с ослабленным зрением, незрячих, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).

Результатом оценки доступности является отчет о соответствии ресурса российским и мировым нормам, который включает перечисление проблем и рекомендаций по повышению уровня доступности сайта. К отчету прилагаются фрагменты видеозаписи тестирования с помощью пользователей.

Интересные факты

  • Дизайн является ключевым фактором для создания доверительных отношений с посетителями сайта;
  • 58% посетителей испытавших проблемы с удобством использования сайта, на него больше никогда не возвращаются;
  • Юзабилити помогает увеличить прибыль за счет активного привлечения новых пользователей, которые, может быть, избегали раньше ваш сайт только из-за его малопривлекательного и неудобного дизайна.